Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб, город Комсомольск-на-Амуре

Одноместный планер первоначального обучения "Жаворонок"

Планер "Жаворонок", вид сбоку

Одноместный планер первоначального обучения "Жаворонок" является современным развитием широко известного планера БРО-11 и разработан исходя из методических требований к использованию его в учебном процессе в начальной стадии лётной подготовки.

Целью разработки явилось создание образца, сочетающего высокие технические и эстетические качества и отвечающего современным требованиям к авиационной технике.

В основу разработки положена идея создания планера для первоначального обучения с широким применением алюминиевых сплавов и композиционных материалов, улучшенными аэродинамическими характеристиками, простого в изготовлении, что позволит строить такие планера серийно на базе профессиональных училищ и лицеев.

Представляемый образец планера "Жаворонок" состоит из следующих агрегатов:

  1. Балка
  2. Крыло
  3. Элероны
  4. Стабилизатор
  5. Рули высоты
  6. Киль
  7. Руль направления
  8. Подкосы
  9. Система управления
  10. Кресло обучаемого (курсанта)
  11. Передняя дуга безопасности
  12. Ферма хвостовая
  13. Стойка
  14. Взлётно-посадочное устройство (шасси)
  15. Обтекатель
Схема планера "Жаворонок"

Балка 1 выполнена в виде деревянной фермы, обшитой фанерным листом. По форме балка похожа на аналогичную деталь планера БРО-11, однако несколько удлинена и имеет в нижней части вырез для установки колеса, в результате чего конструкция балки существенно изменена.

Крыло 2 и элероны 3 по конструкции аналогичны применяемым на планере БРО-11М, однако фанерная обшивка лобовика заменена на стеклопластиковую, что повышает прочность и долговечность конструкции.

Стабилизатор 4, рули высоты 5, киль 6, руль направления 7, подкосы 8 и система управления 9 по конструкции аналогичны применяемым на планере БРО-11.

Кресло пилота 10 выполнено из стеклопластика, что уменьшает его вес и увеличивает прочность и долговечность. Кресло оснащено дугообразными, выклееными из деревянных реек подлокотниками, что улучшает комфорт и повышает безопасность.

Передняя дуга безопасности 11 представляет собой выгнутую дюралюминиевую трубу, скрепляющую носок балки с верхней частью стойки и узлами крепления консолей и фермы.

Ферма 12 аналогична ферме планера БРО-11М.

Стойка 13 представляет собой деревянную коробчатую конструкцию, обшитую фанерным листом и усиленную дюралюминиевым профилем крепления колеса.

Взлётно-посадочное устройство (шасси) 14 - лёгкая, выполненная по простой и оригинальной схеме, конструкция, изготовленная из дюралюминиевых уголков и профилей.

Обтекатель 15 имеет криволинейную сферообразную форму, выклеен из стеклопластика и окантован (для повышения жесткости) алюминиевой трубкой.

Планер "Жаворонок" разработан с учетом опыта многолетней экплуатации планеров БРО-11 и БРО-11М в юношеских планерных школах и поэтому лишен всех недостатков, присущих этим планерам.

Установка более длинной хвостовой фермы от БРО-11М в сочетании с малым весом планера (70 кг) значительно улучшают аэродинамические качества и управляемость, в результате чего повышается безопасность полетов и упрощается процесс обучения.

Применение дюралюминиевых сплавов и композиционных материалов повышает запас прочности и долговечность планера.

Изготовление агрегатов планера выполнено в соответствии с рекомендациями НИИАТ и ВИАМ. Технологии на изготовление деталей и сборку агрегатов составлены с учетом опыта строительства самолётов. Повсюду используется плазово-шаблонная увязка размеров. Сборка агрегатов планера выполнена в стапелях.

Внешний вид и конструкция планера разработаны исходя из условий обеспечения полёта одного человека. Удобное размещение пилота, а также простая и оригинальная конструкция шасси, системы управления элеронами, рулём высоты и рулём направления и очень малый вес всего летательного аппарата позволяют выполнять обучение технике пилотирования в простой форме, в минимально установленные сроки и с наименьшими затратами.

Наличие колеса, сферообразного обтекателя, и передней дуги безопасности делают конструкцию планера изящной и законченной. Значительно облегчаются транспортировка и запуск планера, сокращается время предполетной подготовки.

Планер может быть изготовлен в условиях производства любого масштаба с использованием имеющихся материалов и технологий.

Опытный образец планера "Жаворонок" был изготовлен на базе Комсомольского-на-Амуре профессионального авиастроительного лицея №2. Ведется подготовка производства для выпуска планера малыми сериями.

Опытный образец планера участвовал в Международном аэрокосмическом салоне МАКС-93, проходившем в городе Жуковский, где вызвал большой интерес у представителей планерных школ.

При испытаниях в одной из подмосковных планерных школ "Жаворонок" показал отличные аэродинамические и эксплуатационные качества. Благодаря большой эффективности органов управления, планер даже на очень малых скоростях полёта, близких к скорости сваливания, хорошо слушался рулей и легко управлялся.

Технические преимущества, заключенные в данном планере, позволяют вести учебный процесс на высоком уровне, начиная с первого показательного полёта и кончая самостоятельным вылетом.

Планер "Жаворонок" на авиасалоне МАКС-93 Планер "Жаворонок" в центре внимания на МАКСе

Появился интерес к данному проекту? Обратитесь к нам!

Чтобы узнать, как связаться с нами, перейдите в раздел  Контакты

Другие наши проекты:

Лёгкий многоцелевой самолёт "Икар"

Учебный одноместный планер СА-9 и гидропланер СА-9М

Двухместный планер первоначального обучения "Юность"

Экспериментальный самолёт "Э.Д.И.К."

Поплавковый мотодельтаплан

Аттракцион "Вираж"

Hosted by uCoz