Экспериментальный самолёт "Э.Д.И.К." (Экспериментальный с Динамически Изменяемой Конфигурацией) предназначен для отработки концепции маневренного самолёта с несколькими управляющими поверхностями, которые позволяют динамически менять конфигурацию самолёта и варьировать в широких пределах картину его аэродинамического обтекания без потери самолётом устойчивости и управляемости, значительно расширяя диапазон его эксплуатационных режимов и возможностей.
В начале 80-х годов ряд зарубежных фирм, занимающихся разработкой и постройкой лёгких самолетов, начали исследование проектов с хорошими аэродинамическими формами, с широким применением композиционных материалов. Не последнее место заняло применение новых силовых установок, специально спроектированных для такого рода летательных аппаратов.
Одним из перспективных направлений в этой области считают использование так-называемой концепции трех несущих плоскостей:
- основное среднерасположенное крыло,
- Т-образный или П-образный стреловидный стабилизатор с рулями высоты,
- переднее горизонтальное оперение (ПГО).
Подъемная сила ПГО позволяет обеспечивать положительный угол тангажа, уменьшая величину горизонтального хвостового оперения, по сравнению с обычной схемой.
Определенным вариантом ПГО являются предкрыльевые наплывы. Использование крыла с наплывами большой стреловидности в корневой части позволяет значительно улучшить характеристики маневренного самолета благодаря ряду аэродинамических особенностей крыла такой конфигурации:
- минимальная интерференция между наплывами и крылом при небольших углах атаки, включая крейсерский режим полёта;
- подвод энергии в пограничный слой на верхней поверхности крыла благодаря воздействию образующихся на наплывах вихрей и сохранение безотрывного обтекания на внешних частях консолей крыла до больших углов атаки;
- уменьшение потребной площади крыла при обеспечении заданной маневренности самолета.
Кроме того, скос потока за крылом повышает интенсивность вихрей, образующихся на наплывах, а площадь наплывов необходимая для значительного увеличения общей подъемной силы невелика, что уменьшает дополнительно ометаемую поверхность и вес конструкции. Эффективность наплывов сохраняется только при условии устойчивости его вихрей и сохранении организованной вихревой системы над крылом. С увеличением угла атаки крыла до некоторого значения зона разрушения вихрей распространяется вперед задней кромки крыла, и благоприятный эффект быстро исчезает.
Выбрав концепцию трех несущих поверхностей можно сделать наплывы отклоняемыми. Таким образом они смогут выполнять роль дополнительных рулей высоты (ПГО) при сонаправленном отклонении и оказывать помощь элеронам в критических ситуациях (штопор) - при дифференциальном.
Ввиду того, что в штопоре самолет плохо реагирует на отклонение всех управляющих поверхностей, для создания дополнительного усилия на вращение в противоположную сторону от штопорного вращения, можно в помощь элеронам и отклоняемым наплывам сделать хвостовое ГО с двухсекционным рулем высоты с возможностью дифференциального отклонения секций.
Для усиления эффекта управляемости самолета необходимо использовать заднерасположенный толкающий винт. Отбрасываемый винтом поток воздуха будет обдувать рули направления и высоты, что будет способствовать сохранению их эффективности практически во всём диапазоне лётных режимов.
В выбранной схеме самолета в концевой части центроплана есть место для расположения еще одних отклоняемых плоскостей, которые можно использовать как:
- тормозные щитки,
- дополнительные рули высоты,
- прижимные щитки на случай экранирования самолета при посадке,
- для увеличения S-образности профиля центроплана.
С целью снижения веса для изготовления конструкции самолета выбран каркасно-панелированный метод с широким применением полимерных композиционных материалов. Сложные аэродинамические обводы и обилие поверхностей двойной кривизны, требующих высокой точности изготовления, из соображений стоимости также не оставляют иного выхода, как применение композитов.
На данный момент проект находится на стадии изготовления опытного образца.