Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб, город Комсомольск-на-Амуре

Экспериментальный самолёт "Э.Д.И.К."

Самолёт "Э.Д.И.К."

Экспериментальный самолёт "Э.Д.И.К." (Экспериментальный с Динамически Изменяемой Конфигурацией) предназначен для отработки концепции маневренного самолёта с несколькими управляющими поверхностями, которые позволяют динамически менять конфигурацию самолёта и варьировать в широких пределах картину его аэродинамического обтекания без потери самолётом устойчивости и управляемости, значительно расширяя диапазон его эксплуатационных режимов и возможностей.

В начале 80-х годов ряд зарубежных фирм, занимающихся разработкой и постройкой лёгких самолетов, начали исследование проектов с хорошими аэродинамическими формами, с широким применением композиционных материалов. Не последнее место заняло применение новых силовых установок, специально спроектированных для такого рода летательных аппаратов.

Одним из перспективных направлений в этой области считают использование так-называемой концепции трех несущих плоскостей:

  • основное среднерасположенное крыло,
  • Т-образный или П-образный стреловидный стабилизатор с рулями высоты,
  • переднее горизонтальное оперение (ПГО).

Подъемная сила ПГО позволяет обеспечивать положительный угол тангажа, уменьшая величину горизонтального хвостового оперения, по сравнению с обычной схемой.

Определенным вариантом ПГО являются предкрыльевые наплывы. Использование крыла с наплывами большой стреловидности в корневой части позволяет значительно улучшить характеристики маневренного самолета благодаря ряду аэродинамических особенностей крыла такой конфигурации:

  1. минимальная интерференция между наплывами и крылом при небольших углах атаки, включая крейсерский режим полёта;
  2. подвод энергии в пограничный слой на верхней поверхности крыла благодаря воздействию образующихся на наплывах вихрей и сохранение безотрывного обтекания на внешних частях консолей крыла до больших углов атаки;
  3. уменьшение потребной площади крыла при обеспечении заданной маневренности самолета.

Кроме того, скос потока за крылом повышает интенсивность вихрей, образующихся на наплывах, а площадь наплывов необходимая для значительного увеличения общей подъемной силы невелика, что уменьшает дополнительно ометаемую поверхность и вес конструкции. Эффективность наплывов сохраняется только при условии устойчивости его вихрей и сохранении организованной вихревой системы над крылом. С увеличением угла атаки крыла до некоторого значения зона разрушения вихрей распространяется вперед задней кромки крыла, и благоприятный эффект быстро исчезает.

Выбрав концепцию трех несущих поверхностей можно сделать наплывы отклоняемыми. Таким образом они смогут выполнять роль дополнительных рулей высоты (ПГО) при сонаправленном отклонении и оказывать помощь элеронам в критических ситуациях (штопор) - при дифференциальном.

Ввиду того, что в штопоре самолет плохо реагирует на отклонение всех управляющих поверхностей, для создания дополнительного усилия на вращение в противоположную сторону от штопорного вращения, можно в помощь элеронам и отклоняемым наплывам сделать хвостовое ГО с двухсекционным рулем высоты с возможностью дифференциального отклонения секций.

Для усиления эффекта управляемости самолета необходимо использовать заднерасположенный толкающий винт. Отбрасываемый винтом поток воздуха будет обдувать рули направления и высоты, что будет способствовать сохранению их эффективности практически во всём диапазоне лётных режимов.

В выбранной схеме самолета в концевой части центроплана есть место для расположения еще одних отклоняемых плоскостей, которые можно использовать как:

  • тормозные щитки,
  • дополнительные рули высоты,
  • прижимные щитки на случай экранирования самолета при посадке,
  • для увеличения S-образности профиля центроплана.

С целью снижения веса для изготовления конструкции самолета выбран каркасно-панелированный метод с широким применением полимерных композиционных материалов. Сложные аэродинамические обводы и обилие поверхностей двойной кривизны, требующих высокой точности изготовления, из соображений стоимости также не оставляют иного выхода, как применение композитов.

На данный момент проект находится на стадии изготовления опытного образца.

Основные лётно-технические характеристики самолёта "Э.Д.И.К." (расчётные):
Максимальная скорость, км/ч350
Крейсерская скорость, км/ч260
Скорость сваливания, км/ч75
Посадочная скорость, км/ч90
Скороподъемность, м/с6,5
Практический потолок, м4200
Дальность полёта, км400
Максимальный взлётный вес, кг685
Экипаж, чел.2
Двигатель:
  • Subaru EJ-20
  • мощность, л.с.
138
Длина разбега/пробега, м150/126

Экспериментальный самолёт "Э.Д.И.К."

Появился интерес к данному проекту? Обратитесь к нам!

Чтобы узнать, как связаться с нами, перейдите в раздел  Контакты

Другие наши проекты:

Лёгкий многоцелевой самолёт "Икар"

Планер первоначального обучения "Жаворонок"

Учебный одноместный планер СА-9 и гидропланер СА-9М

Двухместный планер первоначального обучения "Юность"

Поплавковый мотодельтаплан

Аттракцион "Вираж"

Hosted by uCoz