Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб, город Комсомольск-на-Амуре

Лёгкий многоцелевой двухместный самолёт "Икар"

"Икар" в полёте

Лёгкий многоцелевой самолёт "Икар" - двухместный подкосный высокоплан с кабиной открытого типа, двухбалочной хвостовой частью и толкающим воздушным винтом.

Основное назначение:

  • Учебно-тренировочные полёты
  • Проведение поисково-спасaтельных операций
  • Противопожарное патрулирование
  • Обслуживание (осмотр с воздуха) ЛЭП, газо- и нефтепроводов
  • Аэрофотосъёмка
  • Рыб- и охотнадзор, отстрел животных
  • Перевозка негабаритных грузов
  • Прогулочные полёты

Самолёт отвечает следующим специфическим требованиям:

  1. Экипаж из двух человек.
  2. Обеспечение хорошего обзора всем членам экипажа.
  3. Продолжительность полёта не менее 4 часов.
  4. Потребная длина грунтовой ВПП - не более 400 м.
  5. Доступное топливо и масло для силовой установки.
  6. Оснащение самолёта комплексом пилотажно-навигационного оборудования для полётов в простых метеоусловиях + приёмник GPS.
  7. Обслуживание и ремонт планера и систем самолёта по техническому состоянию.
  8. Низкие эксплуатационные расходы.
  9. Эффективное выполнение патрульных и поисковых операций, учебно-тренировочных полетов.

Степень готовности

Нами разработаны концепция и компоновка самолёта, сборочные и деталировочные чертежи, выполнены аэродинамический и прочностной расчеты. Изготовлена технологическая оснастка, изготовлен опытный образец и проведены его предварительные испытания.

На данный момент мы ведём проработку и разработку конструкторской документации на различные варианты конструктивного исполнения самолёта.

Основные лётно-технические характеристики самолёта "Икар":
Масса пустого, кг295
Максимальная взлётная масса, кг500
Экипаж, чел.1-2
Полётная скорость, км/ч90
Максимальная скорость, км/ч140
Посадочная скорость, км/ч55
Двигатель:
  • Rotax-532
  • мощность, л.с.
64
Длина разбега/пробега, м70

Самолёт "Икар" Вид сзади на "Икар"

Описание конструкции самолёта

Крыло

На самолёте «Икар» установлено двухлонжеронное, двухподкосное прямоугольное крыло размахом 9,4 метра и общей площадью 10,34 м2.

Разработано несколько вариантов конструктивного исполнения крыла:

  • по типу применяемых материалов:
    1. Металлическое
    2. Деревянно-композитное
    3. Металло-композитное

  • по конструктивной схеме:
    1. С подвесными флаперонами по всему размаху
    2. Со встроенными элеронами и закрылками

На опытном образце установлено металлическое крыло с подвесными флаперонами по всему размаху. Конструктивно-силовой набор изготовлен из дюралюминия Д16Т. Нервюры и носок крыла отштампованы из листа Д16Т толщиной 0,6 мм. Обшивка крыла комбинированная: от корневой части до узлов крепления подкосов - металлическая из листа Д16Т 0,6 мм; остальная часть обтянута перкалью.

Флаперон состоит из металлического каркаса (Д16Т), обтянутого перкалью.

Фюзеляж

Фюзеляж представляет собой жесткую пространственную конструкцию из тонкостенных дюралюминиевых труб разного диаметра. Конструкция фюзеляжа отличается простотой и высокой технологичностью сборки (без применения какой-либо специальной оснастки), имеет малый вес. В носовой части установлен стеклопластиковый обтекатель и лобовое стекло. В задней части устанавливается моторама, сваренная из стальных (30ХГСА) тонкостенных труб, на которую крепится силовая установка. В средней части фюзеляжа под крылом имеется большое пространство для ycтaнoвки топливных баков (основных и дополнительных, общей ёмкостью до 100 л) и крепления контейнеров с грузом. При установке штатных топливных баков, 2 х 20 л, обьем грузовых контейнеров (не нарушающих аэродинамику самолёта) может составлять 2 х 0,25 м3 = 500 л. Кроме того, в носовой части может устанавливаться небольшое легкосъемное цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ПГО).

Хвостовая часть

Хвостовая часть выполнена по двухбалочной схеме. Хвостовые балки крепятся к силовым узлам крыла в районе подкосов. В задней части хвостовые балки жестко связаны стабилизатором, к которому по всему размаху подвешен руль высоты. Сверху по краям стабилизатора установлены два киля с рулями направления, снизу два подбалочных киля. Хвостовые балки и кили выклеены из стеклопластика, стабилизатор собран из трёхслойных стеклопластиковых панелей. Руль высоты и рули направления имеют деревянно-пластиковый или металлический каркас, обтянутый перкалью.

Узлы крепления хвостовых балок к крылу позволяют опускать или поднимать хвостовую часть целиком, что даёт возможность в широком диапазоне изменять угол установки горизонтального оперения, а также позволяют раздвигать или сужать хвостовые балки, что даёт возможность, при необходимости, устанавливать стабилизатор большей или меньшей площади.

На опытном образце установлены хвостовые 6aлки имеющие деревянно-композитную конструкцию, кили и стабилизатор цельнодеревянные, рули направления и руль высоты имеют деревянный каркас, обтянутый перкалью.

Кроме того, на опытном образце установлены дополнительные телескопические хвостовые подкосы, поддерживающие стабилизатор и фиксирующие угол его установки. В целом хвостовая часть представляет собой жесткую пространственную конструкцию, имеющую малый вес.

Система управления

Управление элеронами и закрылками осуществляется при помощи жестких тяг, изготовленных из тонкостенных дюралюминиевых труб, и качалок.

Система управления рулём высоты и рулями направления двухконтурная с дублированным управлением рулём высоты и независимым управлением рулями направления. Проводка смешанная, сочетает жесткую и гибкую части. От органов управления до начала хвостовых балок проходит жесткая проводка из тонкостенных дюралюминиевых труб, далее, внутри хвостовых балок - гибкая (тросовая).

В целом система управления отличается надёжностью, а также доступностью обслуживания, регулировки и визуального контроля.

Шасси

Шасси самолёта трёхопорное, с передним рулевым колесом диаметром 300 мм и основными задними колёсами диаметром 400 мм. Задние колёса снабжены тормозами и гидравлическими амортизаторами, позволяющими эффективно гасить удары при посадке и колебания при пробеге/разбеге по неподготовленной ВПП.

Силовая установка

Компоновка и конструкция фюзеляжа позволяют устанавливать на самолёт практически любой двигатель подходящей размерности и воздушный винт диаметром до 2 м.

На опытном образце установлен двигатель «Rotax-532» с толкающим воздушным винтом диаметром 1,6 м.

Дополнительное оборудование и система безопасности

Для улучшения лётных характеристик и эффективной балансировки при различных вариантах загрузки самолёт может комплектоваться лёгкосъёмным цельноповоротным ПГО (передним горизонтальным оперением), устанавливаемым в носовой части фюзеляжа.

Для повышения безопасности полётов предусмотрена возможность установки в верхней части фюзеляжа бортовой быстродействующей парашютной системы (БПС), спасающей самолёт вместе с экипажем.

Силовая установка "Икара" Приборное оснащение кабины пилотов Каркас кабины и пилотские кресла

Появился интерес к данному проекту? Обратитесь к нам!

Чтобы узнать, как связаться с нами, перейдите в раздел  Контакты

Другие наши проекты:

Планер первоначального обучения "Жаворонок"

Учебный одноместный планер СА-9 и гидропланер СА-9М

Двухместный планер первоначального обучения "Юность"

Экспериментальный самолёт "Э.Д.И.К."

Поплавковый мотодельтаплан

Аттракцион "Вираж"

Hosted by uCoz